Дмитров. Новости

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

воскресенье, 18 августа

пасмурно+15 °C

Онлайн трансляция

«Случай на большой дороге»

30 мая 2019 г., 9:29

Просмотры: 516


Дмитровский драматический театр «Большое гнездо» перед закрытием очередного сезона порадовал зрителей премьерой по произведениям Антона Чехова

Классика всегда популярна и неизменно пользуется успехом у зрителей. И спектакль «Случай на большой дороге» не исключение, тем более, когда мы говорим о Чехове, да и еще и в Год театра в России.

Режиссер постановки – Дмитрий Юмашев, художник по костюмам – Александр Лютов, композитор – Анатолий Бескостенко. В спектакле занята большая часть труппы, многие актеры по ходу действия талантливо играют несколько разноплановых ролей.

Спектакль несколько отличается от ранней классической пьесы Чехова «На большой дороге», потому что по ходу действия в него органично вплетены несколько известных рассказов Антона Павловича. Начинается история прямо в зрительном зале с известного рассказа «Смерть чиновника». Рассказ потрясает, смешит и одновременно заставляет грустить – главное, в нем талантливо высмеивается высшая степень чинопочитания в дореволюционной России. Впрочем, тема актуальна и сегодня.

Истории, рассказанные в дороге, продолжает «Дочь Альбиона». Помещик Грябов (Павел Морозов) в присутствии уездного предводителя дворянства Отцова (Владимир Котик) откровенно издевается над иностранкой Уилькой Чарльзовной Тфайс (Наталья Шилова), находящейся в услужении у этого господина, женщиной, хоть и прожившей в России 10 лет, не выучившей русского языка, которую природа обошла своей милостью, не наградив красотой…

А помните «Беззащитное существо»? «Я женщина беззащитная, слабая, я женщина болезненная, – говорила Щукина. – На вид, может, я крепкая, а ежели разобрать, так во мне ни одной жилочки нет здоровой. Еле на ногах стою и аппетита решилась... Кофий сегодня пила, и без всякого удовольствия. Есть такая очень интересная, но безмерно раздражающая категория людей, про которых говорят, что они могут без мыла всюду протиснуться. Или же даже мертвого до белого каления довести…». Так вот, этот замечательный рассказ как раз о такой непробиваемой Щукиной (Мария Вавилонская), жене коллежского асессора, величающей себя «беззащитным существом» и «очень похожей сзади на большого навозного жука». Рассказ хоть и написан в 1887 году, но подобных Щукиных и по сей день пруд пруди. Это не просто юмор, это настоящая сатира в духе Салтыкова-Щедрина.

Не обошел режиссер вниманием и незабвенную «Лошадиную фамилию». Буланов, Гнедов, Жеребеев, Жеребенко, Жеребкин, Жеребкович, Жеребковский… Каково?

Но, тем не менее, пьеса, созданная на основе рассказа «Осенью», где введены новые герои, и это не привычная комедия положений, а комедия характеров. Это сильная мелодраматическая история, где главный герой – «бродяга и вор Мерик, который презирает людей и мучается лютой тоской», которого можно назвать настоящим героем, в коем суровая жизнь не убила гуманизм.

Все остальные герои из пьесы и рассказов по воле случая и задумке режиссера оказались «впряжены» в одну повозку холодной темной ночью в степи. Так они и продолжают свой путь, то обмирая со страху, то развлекая друг друга историями из жизни.

«На большой дороге» – вторая из ранних чеховских пьес. В ее сюжете мы постоянно встречаемся с столкновениями взглядов, поведения героев со многими обстоятельствами, где роль «романтического героя» Мерика (Николай Орлов), как и остальных персонажей, введенных в пьесу, преподносится несколько иронически, даже трагикомично. Чехов не романтизирует Мерика, а наоборот, срывает с него ложную маску романтического героя, показывает узость его мировоззрения, духовную бедность, мелочность души и поступков. Женщин он ненавидит по сугубо личной причине, которая сродни истории пьяницы, бывшего барина Борцова (Роман Шишков), в котором нет ничего «борцовского», который всё пропил и бродяжничает после того, как его бросила жена-изменница (Екатерина Романова). И им суждена еще одна встреча – здесь на большой дороге, но, конечно, она не принесет героям ничего хорошего.

Так что же хотели рассказать нам режиссер и актеры в этом спектакле? Показать невзрачную, тяжелую жизнь «бедного люда»? Или разоблачить романтические иллюзии относительно понимания пути к счастью? Наверное, прежде всего, обратить внимание на реальный путь к лучшей, счастливой жизни. Непременно тот, который не бывает без трудностей и лишений. Жизнь вообще нелегкая штука, и такими аллегориями жизни в спектакле выступают гроза и ночь. Сначала это краткие упоминания о ночи, дождике, молнии и громе, затем это развернутые суждения и усиление образа: «разверзлись хляби небесные», «дверь хлопает от ветра», «гремит гром»… Впечатление становится все более сильным при многократном столкновении с неказистыми на фоне «хлябей небесных» историй персонажей с их иллюзорными надеждами. Нам как будто еще раз напоминают о простой истине – лучшая жизнь настанет лишь в результате общих и многосторонних длительных усилий при единстве совместных действий всех героев истории на избранном пути.

Светлана ПЛЕХАНОВА

Фото: Вячеслав Рябков, «ДВ».

 

 

Комментарии:

Наталья ИВАНОВА, жительница г. Дмитрова:

– Спектакль смотришь, затаив дыхание, и все как будто происходит именно с тобой здесь и сейчас. Годы идут, а ничего в нашей России-матушке не меняется, видно, русский менталитет веками оставляет в нас все эти комичные чертыю.

 

Нармин ШИРАЛИЕВА, министр культуры Московской области:

– Сегодня посещение театра становится трендом – считается престижным пригласить девушку в театр. Причем это не просто модное место, а центр притяжения, в том числе для читающей, мыслящей молодежи. В целом, мне кажется, театр интересен самой разнообразной публике. Главная проблема, которую испытывают жители Московской области, – расстояние. У нас 22 муниципальных театра и пять областных – они есть не в каждом муниципалитете. Поэтому наша задача – привозить в область как можно больше спектаклей.