Дмитров. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 22 августа

малооблачно+27 °C

Онлайн трансляция

За всем на канале стоят люди

14 нояб. 2016 г., 11:25

Просмотры: 255


В июле кроме канала им. Москвы, юбилей отметил и Музей его истории. Его экспозиция, расположенная на Яхромском узле гидросооружений в Деденево, приняла своих первых посетителей 5 лет назад.

Евгения Попкова

Наверное, лучшим экспонатом этого музея можно назвать сам канал – уникальное сооружение, созданное в годы второй пятилетки, поражает не только своим техническим арсеналом и архитектурой, но и осознанием того, ценой каких человеческих усилий и потерь он был создан.

Экспозиция Музея истории Канала им. Москвы  разбита на несколько этапов – проектирование, строительство, годы Великой Отечественной войны, период социалистического развития Советского Союза – и каждому из них посвящена отдельная фотогалерея людей, в разные годы работавших здесь.

– Считается, что на канале было 193 тысячи заключенных, 25 тысяч вольнонаемных и 3,5 тысячи инженерно-технического персонала, – говорит у галереи строителей и проектировщиков Галина Александровна Герке, хранитель этого музея.

В середине галереи фото Сергея Яковлевича Жука. Его фигура далеко не однозначно оценивается исследователями той поры. Он возглавил строительство канала, переведя отряды заключенных с другого объекта – Беломорско-Балтийского канала. Однако его научно-исследовательские работы в области гидротехники надолго опередили время. Его имя до сих пор носит Московский институт Гидропректа.

Рядом ещё один легендарный строитель – Александр Николаевич Комаровский, автор южной части проекта канала. После его открытия Комаровский два года совмещал работу начальника эксплуатации и главного инженера. В 1939 он ушёл на строительство гидроэлектростанций, в дальнейшем стал замминистра обороны по строительству. В витрине напротив – его книга «Записки строителя», подаренная его дочерью в 2006 году.

Среди личных предметов ведущих создателей канала ещё один уникальный экспонат – удостоверение строителя проектировщика Ивана Семеновича Семенова. Есть и книги по строительству канала – несколько экземпляров были изданы для служебного пользования, и один из них теперь находится в музее. Рядом с портретами – деревянный кульман с чертежами, освещаемыми черной настольной лампой. Однако имена тысяч строителей – тех, кто переносил идею с чертежа в реальность – этой рукотворной реки останутся неизвестными. Но в музее есть их орудие труда – лагерная деревянная тачка, лопата и «журавель», изготовленные специально для музея.

– Сколько людей погибло на строительстве канала! – говорит Галина Александровна. – Ведь от Орева до Дубны полно так называемых безымянных захоронений. Сначала людей хоронили в могилах, а потом уже просто складывали на гробарки, свозили и закапывали. Страшно.

Именно такой ценой и был построен канал за 4 года и 8 месяцев без участия иностранных специалистов.

Под потолком музея копии патриотических плакатов из серии «От жаркой работы тает твой срок», они были сделаны в мастерских лагеря. Но рисунки, найденные у заключенных, были совсем иного содержания.

Еще один экспонат из той эпохи: небольшая деревянная подставочка, найденная при замене освещения на 5 шлюзе, – фамилия заключенного едва различима, а вот статья и срок точно указан: 2 года по 72 статье – «Подделка документов, предоставляющих права или освобождающих от повинностей…»

– Однажды в музей зашел мужчина, – рассказывает Галина Александровна. – Вдруг он замер перед одной фотографией и со слезами на глазах сказал: «Я на этой фотографии увидел своего отца – первого начальника экскаваторного цеха Юдина». Потом он прислал ещё много материалов – фотографий и газет из своего личного архива. Теперь они хранятся в отдельной папке.

Галина Александровна рассказывает что, когда создавали музей, люди принесли очень много вещей, связанных с историей канала. К примеру, книгу телефонограмм с распоряжением С. Я. Жука дал директор Волжского района гидросооружений Вячеслав Васильевич Киреев. Также он передал сохранившиеся финансовые отчеты по строительству, изданные и переплетенные книжицы.

Проходим мимо воссозданного интерьера кабинета одного из шлюзов – деревянный стол с зеленой лампой, передающей изысканность убранства того времени.

Следующая галерея портретов посвящена тем, кто в годы Великой Отечественной войны работал на канале, и благодаря кому канал сыграл огромную роль в обороне Москвы. Подобно Александру Невскому, эксплуатационники Иваньковской гидроэлектростанции под руководством Георгия Федоровича Федорова преградили дорогу немцам в ноябре 1941 года. Когда на Иваньковской плотине были открыты щиты, вода упала на два метра, лед треснул, и немецкая техника пройти уже не смогла. За эти мероприятия ГЭС трижды награждалась переходящим красным знаменем Министерства обороны.

– Вы знаете, патриотизм у людей был великий, – говорит перед этими портретами Г. А. Герке. – Когда Георгий Жуков дал указание о создании водной преграды, сделали затопление рек Яхромы и Сестры. Вода поднялась на 6 метров, а ширина затопления составила два километра. Руководил затоплением Андрей Ярустовский, ему было всего 29 лет.

Сложно сегодня представить меру ответственности, возложенную на молодого человека. Высококлассный специалист Андрей Александрович Ярустовский впоследствии проработает на канале всю жизнь, защитит диссертацию, будет преподавать в военно-воздушной академия им. Жуковского.

Среди работников канала много людей, ушедших на фронт добровольцами или в народное ополчение.

– В 42 году поступило указание обязательно открыть навигацию, – продолжает свой рассказ Галина Александровна. – Но в то время на канале остались работать женщины и совсем молодые ребята. И как бы ни было сложно, в мае 42-го навигация была открыта. Вообще рассказать обо всех, кто представлен на этом стенде, просто невозможно. Но я всегда стараюсь рассказать нашим посетителям об этой женщине, – указывает Галина Александровна на фотокарточку Марии Ивановны Ефремовой. – Она провела за «баранкой» все 4 года войны. Или житель Дмитровского района Сергей Петрович Белюга, работавший снабженцем. Именно он со своей супругой занимались посадкой знаменитых берёзовых рощ вдоль канала, шелестящих по сегодняшний день. Здесь каждый человек заслуживает памяти потомков.

– В войну часть оборудования насосных станций была демонтирована и эвакуирована. А часть оборудования, в частности на 3 шлюзе, была повреждена, так как шлюз несколько раз пытались взорвать. Были повреждены и знаменитые каравеллы архитектора Мовчана, венчавшие башни 3 шлюза, – рассказывает Г. А. Герке. – Проект этих каравелл он сделал после, того как увидел в Ленинградском музее военно-морского флота макет знаменитого парусника, на котором Колумб открыл Америку. Парусники из латуни ручной работы демонтировали в 1989 году. Заново они были сделаны на Тушинском машиностроительном заводе.

Естественно, теперь макет знаменитой каравеллы, являющейся символом канала, представлен в самом центре экспозиции. Несколько символично, что сделан он был специально для музея в Икшанской колонии.

Среди экспонатов, представляющих послевоенный период работы канала, переименованного в 1947 году в честь 800-летия столицы, также есть уникальные. В музее выставлено переходящее знамя победителей соцсоревнования, ведь оно многократно присуждалось каналу. В 1977 году канал был награжден орденом Трудового Красного Знамени – здесь же находится и грамота, подписанная лично Брежневым и Георгадзе.

– У канала очень много наград, но самое главное – это люди, высочайшие профессионалы, которые на протяжении всего этого времени смогли сохранить эти уникальные сооружения и позволить им бесперебойно работать.

– Вы представляете, какое значение имел канал, если главный инженер А. М. Румянцев и Д. Ф. Агафонов, работавший в годы войны директором эксплуатации, были назначены приказом лично Сталина и Молотова. Вот как велико было значение канала, как, впрочем, и сейчас.

Канал сейчас проводит очень большие работы, ведь оснащение, которое было в 30-х последним техники, бесперебойно прослужило 70 лет. Страницами истории стало и техническое перевооружение насосных станций, и замена аварийных ворот в районе на Иваньковской ГЭС. В этом году закончена замена ворот на Химкинском водохранилище близ 7 шлюза. Сейчас идут большие работы на Рыбненском двухпараллельном шлюзе, который вместе с водохранилищем вошел в состав канала в 41 году. И всё это фиксирует музей. Диву даешься, когда видишь фото работ по замене деревянного трубопровода металлическим на Сходненской ГЭС, которая непосредственно занимается обводнением реки Москвы.

На одной из фотографии изображен небольшой блок серверов – так выглядит теперь оборудование, которое когда-то было размещено в помещениях, отведенных теперь под музей.

Идея создания музея канала возникла еще в конце 80-х у главного инженера Леонида Сергеевича Быкова. Он сменил на этом посту того самого А. М. Румянцева, когда ему было всего 31. А начинал Леонид Быков простым прорабом, когда пришёл сюда мальчиком по окончании института в 52 году, затем стал главным инженером канала одного из подразделений канала в тушинском районе. Это ещё один из специалистов, чья жизнь полностью была связана с каналом.

Пять лет назад идею, возникшую у Л. С. Быкова, поддержал генеральный директор канала Анатолий Сокуренко и его тогдашний заместитель Александр Сидоров, они сыграли большую роль в создании музея.

В 2007-м практически все оформление было сделано за 4 месяца. «Сидели буквально ночами, боясь не поспеть к 70-летию», – вспоминает Галина Герке. А оформлением занимались дмитровские художники Катышевы. Перенести все иллюстрации на огромные баннеры – было их идеей. Ведь повесить фотографии было бы не практично – уникальные изображения быстро бы выгорали на солнце.

Кстати, Катышевы продолжают работу по оформлению музея, ведь скоро у музея появится еще одна комната. Сейчас там ремонтные работы, за что Г. А. Герке выражает огромное спасибо начальнику Яхромского узла А.С. Гришину, который поддерживает музей все эти годы.

Несколько раз за экскурсию Галина Александровна повторяет фразу «Вся жизнь этих людей была связана с каналом». Эти слова вполне можно сказать и про неё… Ровесница канала, она пришла работать сюда в 17 лет простой помощницей счетовода, потом поступила на заочное отделение Ленинградского института водного транспорта. Свой диплом писала по каналу. Работала и в плановом отделе, и начальником отдела кадров, именно поэтому может бесконечно рассказывать о тех, кто здесь трудился.

Открытие этого музея 5 июля 2007 года в дни празднования 70-летия канала стало еще одной страницей в его судьбе. Тогда Галина Александровна Герке провела первую экскурсию для почетных гостей. На стенде есть и фото, запечатлевшее закладку первого камня в основание часовни, построенной в память о строителях канала, которая теперь виднеется из окон кабинета хранительницы музея.